вторник, 8 июня 2010 г.

О свободе личности

Давно мне хотелось поговорить о свободе личности как об абстрактном понятии, и вот, наконец, я собрался.

Вообще, свобода - это возможность поступать так, как хочется. Но она имееет естественные ограничения в виде наших необходимостей.

Возьмём самый грубый пример. У нас есть необходимость сохранить здоровье, не умереть раньше срока. И поэтому мы добровольно отказываемся от некоторыех свобод. Например, мы принимаем ПДД. Водим машину по правилам, или настолько близко к правилам, насколько это возможно. В замен мы получаем некоторую гарантию, что остальные автомобилисты будут водить свои машины по тем же правилам. Мы не имеем права ехать по левой стороне улицы, поворачивать в некоторых местах, должны останавливаться на светофорах и тп - но в замен мы знаем, что остальные поступят так же. Представьте на секунду, что все перестали бы соблюдать ПДД - был бы кошмар. Мы обменяли свободу ехать так, как хочется, на свою безопасность.

Дальше - мы признаём государство, признаём милицию. Почти никто в больших городах не носит с собой оружее, и надеется, что окружающие его не носят. Мы меняем свободу защищать себя самих на безопасность. Доверяем свою защиту государству.

Ещё интереснее. Мы устраиваемся на работу куда-нибудь. Лучше в солидную контору, где зарплаты побольше. Там строгий график работы - с 9 до 18, дресс-код, овертаймы и тп. Мы отдаём им свою свободу перемещения, свободу одеваться так, как хочется, и ещё кучу всего. Зато в замен получаем деньги и некоторую социальную защищённость.

А потом мы вступаем в брак. По сути, меняем своё свободное время на некий устроенный и налаженный быт. Именно "свободное время", так как с женой нормальный работающий человек проводит меньше времени, чем на работе.

Свобода - это разнавидность валюты. Практически всё, что у нас есть, мы купили на неё. И уходит эта валюта незаметно. Кажется, что такого - с 9 до 18 на работе. Однако кусочка свободы уже нет. Дресс-код - ну и что, он мне даже идёт, мне так нравится - нет ещё кусочка. Зато мы можем читать, что нравится, и слушать любимую музыку. А вот и нет. Не читаем ничего, и слушает только радио. Кажется, свободы ещё много, а присмотришься - её уже и нет.

Что делать-то? Мне кажется, многие либо забили, либо не ставят подобных вопросов. Вот такие мысли у меня о свободе. Давно хотел написать.




Баблоруб раздаёт постовые. Он ставит ссылки на каждый блог, сославшийся на него. Привет, Баблоруб, я хочу ссылку :-) Тем более что я недавно потерял PR 1 (а я так радовался этому событию тут). Теперь снова у меня PR 0. Насколько я знаю, PR - величина логарифмическая, и разница между 0 и 1 несущественна, между 1 и 2 - чуть больше, а между 5 и 6 - огромная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий